О журнале | Редакция | Реклама | 16+

Музей кино приобрел уникальные архивы

26 декабря 2014 13:28


В 2014 году коллекции Музея пополнились уникальными архивными экспонатами, в числе которых - работы выдающегося художника кино Левана Шенгелии и известного художника-модельера Лейлы Брюн, эскизы замечательных художниц по костюмам Ганны Ганевской и Татьяны Горшениной.

В 2014 году ФГБУК «Государственный центральный музей кино» вел активную комплектационную деятельность, системно пополняя свои коллекции. Сотрудники Музея постоянно ищут и музеефицируют новые экспонаты. В результате, в музейных фондах появились знаковые для истории отечественного кино работы. Была расширена коллекция выдающегося художника Левана Шенгелии, теперь насчитывающая порядка 1700 наименований. Впервые музейный фонд обзавелся образцами творчества известного художника-модельера Лейлы Брюн – 62 работы для кинематографа. Также коллекция Музея кино обогатилась эскизами замечательных художниц по костюмам Ганны Ганевской (187 эскизов костюмов к 19 фильмам) и Татьяны Горшениной (359 эскизов костюмов к 22 фильмам).

В 2014 году завершилась процедура приобретения творческого архива Левана Александровича Шенгелии. На сегодняшний день в коллекции Музея кино насчитывается порядка 1700 работ художника к 34 фильмам.

Ученик великого мастера кино Иосифа Шпинеля, Леван Шенгелия (1921-2009) закончил художественный факультет ВГИКа в 1950 году и более 50 лет проработал в кинематографе.

Директор Музея кино Лариса Солоницына: «Наше желание собрать творческий архив Левана Шенгелии в максимально полном объеме, единой коллекцией, отражающей весь путь, который прошел мастер – от студенческих работ до последней картины, продиктовано пониманием того, что наследие художника - это огромный пласт культуры отечественного кинематографа, который должен быть бережно сохранен и изучен. И это необычайно важно для всех, кто занимается или будет заниматься кино».

Леван Шенгелия – не только многогранный художник с неповторимым творческим подчерком, он работал и как сценарист, и как режиссер, создав тонкий, лирический фильм «Девочка на шаре». Однако наибольший вклад в историю отечественного кино разносторонний мастер внес именно как художник-постановщик, во многом определив пути развития  кинодекорационного искусства. Народный художник России, трижды лауреат Государственных премий, Леван Шенгелия принимал участие в создании фильмов, ставших классикой отечественного кинематографа: «Тарас Шевченко» Игоря Савченко (1951), «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» Михаила Ромма (1953), «Алые паруса» Александра Птушко (1961), «Корона Российской империи» Эдмонда Кеосаяна (1970), «Бегство мистера Мак-Кинли» Михаила Швейцера (1975), «Осенний марафон» Георгия Данелия (1979) и др.

С режиссером Витаутасом Жалакявичюсом, оставившим несколько знаковых страниц в истории отечественного кинематографа, Леван Шенгелия работал на трех картинах: «Это сладкое слово – свобода!» (1972),  «Кентавры» (1978) и «В августе 1944-го…». К сожалению, из-за конфликта режиссера ленты с автором литературного произведения картина была закрыта, а весь смонтированный рабочий негатив фильма был смыт. Эскизы Шенгелии сохранили для истории кино уникальное свидетельство о замысле фильма.

Интересен материал еще к одной не поставленной картине. Фильм «Иван Грозный» (1953), задуманный режиссером Иваном Пырьевым и неосуществленный в силу ряда исторических причин представлен в коллекции Музея работами целой группы художников: эскизами костюмов В.Ковригина, декорациями П.Киселева, комбинированными кадрами С.Зябликова. Раскадровки и наброски Л.Шенгелии, в свою очередь, позволяют значительно расширить возможность получить более подробное представление о замысле картины, о ее образном и изобразительном строе.

Помимо закупленных работ,  наследником художника режиссером Георгием Шенгелия были переданы в дар еще и многочисленные папки с рабочими набросками, раскадровками, фотографиями и другими подготовительными материалами к этим фильмам, что позволяет значительно обогатить представление о процессе создания картин.

В уходящем году в коллекцию Музея кино впервые вошли работы известного художника-модельера Лейлы Брюн.

В частности, были включены в музейный фонд 44 работы к анимационному фильму «Месть кота Леопольда», а также 12 эскизов и 6 листов раскадровки к дебютному фильму Отара Иоселиани «Апрель». Эскизы к этой картине - первый опыт работы Брюн в кино. Эскизы, сделанные молодой художницей в 1961-1962 годах довольно точно передают дух, настроение и стилистические особенности того времени. Помимо этого, графическая манера Лейлы Брюн своей изящностью, легкостью и декоративностью штрихов оказалась абсолютно созвучна дальнейшему творческому подчерку и манере повествования самого Отара Иоселиани, творчество которого отличается особым смешением лирических и философско-притчевых мотивов.

Также в 2014 году коллекция Музея кино пополнилась эскизами одного из крупнейших художников по костюму в России Ганны Владимировны Ганевской  (187 эскизов костюмов к 19 фильмам). Она работала на киностудии «Мосфильм» с такими выдающимися режиссерами как Г.Панфилов, М.Швейцер, А.Алов и В.Наумов, А.Столпер, П.Тодоровский и другими. Работы Ганевской неоднократно выдвигались на премию «Ника» («Скверный анекдот», «Мать», «Незримый путешественник»).

Главный хранитель Музея кино Кристина Юрьева: «Творческий почерк Ганны Владимировны отличает детальная проработка всех элементов костюма, точное создание образа персонажа, отвечающего художественному замыслу фильма, а глубинное знание исторической эпохи, чувство стиля и духа времени позволяли художнице создавать образ героя, соответствующий исторической правде времени. Это наглядно иллюстрируют эскизы к фильмам «Воскресенье» М.Швейцера, «Мать» Г.Панфилова, «Егор Булычев и другие» С.Соловьева, «Незримый путешественник» И.Таланкина, «Чайка» Ю.Карасика. Также и в работе с современным материалом Ганевская проявляла поразительную выдумку в создании модных нарядов (для фильма-фантастики «Бегство мистера МакКинли» М.Швейцера и «Любимой женщины механика Гаврилова» П.Тодоровского), зачастую предвосхищая веяния моды. Придуманные ею платья и брючные костюмы буквально «сходили» с экрана в жизнь».

За высокое профессиональное мастерство Ганна Ганевская получила в 2001 году звание Заслуженного художника России. Приобретение ее работ к названным фильмам, а также еще к ряду других («Право первой подписи» В.Чеботарева, «Четвертый» А.Столпера, «Собственное мнение» Ю.Карасика, «Карусель» М.Швейцера, «Свет далекой звезды» И.Пырьева), позволило пополнить коллекцию фонда и значительно расширить рамки тематического экспонирования материала, а также представления о вкладе художницы в отечественный кинематограф.

Кроме того, в 2014 году Музей кино включил в свои фонды 359 эскизов костюмов к 22 фильмам, в создание которых внесла свой вклад Тамара Васильевна Горшенина.



Антон СОЛОПОВ | Источник: Телемаршрут.Ру
Фото: пресс-служба ФГБУК «Государственный центральный музей кино»



Нравится

Комментарии

Комментариев пока нет. Добавить свой
Смотри также
18 декабря 2014 | 16:12
В конце ноября 2014 года Госфильмофондом РФ была проведена экспертиза каталога полнометражных игровых фильмов Государственного...
11 января 2015 | 18:47
24-летняя британская актриса Эмма Уотсон согласилась сняться в откровенных сценах в фильме «Возвращение» Алехандро Аменабара....
14 января 2015 | 10:57
Международный фестиваль современного независимого кино «2morrow/Завтра», пройдет в Москве с 20 по 25 января в Музее Москвы...